суббота, 10 января 2015 г.

Как обобщить опыт педагога


Анализ  и обобщение опыта
Под анализом опыта понимается  мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опытаоцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержаниеобучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности учащихся  к обучению в школе, индивидуальным особенностям  учеников и т.д.
  • Деятельность учащихся на занятиях. При анализе и оценке деятельности учеников  особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и  учащихся. При анализе и оценке этого элемента опыта нужно  установить, насколько удачно и в соответствии с поставленнымипедагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание нужно  обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия обучения . При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты обучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.  Анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это и  есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.
Алгоритм описания инновационной педагогической деятельности учителя
  1. Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности.)
  2. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?)
  3. Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)
  4. Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)
  5. Актуальность инновации. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?)
  6. Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт и теоретические предпосылки. (Какие теоретические идеи лежат в основе данного опыта или проекта, какой имеющийся педагогический опыт был использован?)
  7. Степень новизны. (Насколько оригинальна данная инновация? Является ли она проявлением инициативы учителя или отвечает на запрос администрации учреждения? Какова роль автора в разработке инновационного опыта или проекта?)
  8. Методическая идея. (Какие педагогические методы, формы, методические приемыиспользуются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы коммуникацииучителя и ученика, система их взаимоотношений?)
  9. Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
  10. Необходимые для реализации педагогического  опыта  и  его распространения  средства. Описание условий, в которых может быть реализован, использован опыт, проект.
  11. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?)
Работа по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта — это не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Так как от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его  нужно  осуществлять «поэтапно», в определённой последовательности.
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового  педагогического опыта  (по Р.Г.Амосову):
  • Определение цели изучения передового  педагогического опыта
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения  передового  педагогического опыта
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм  передового  педагогического опыта и выведение достоверных количественных и качественных характеристик
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта
Чтобы выявить, изучить опыт педагога , обобщить его и сделать полезным для других, нужно составить программу изучения   передового  педагогического опыта  (с анкетами, опросниками).
Изучение и обобщение передового  педагогического опыта  :
  1. Выявление объекта изучения:
    • оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения
    • выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты
    • первый сбор информации о деятельности педагога
    • выявление факторов, способствующих получению высоких результатов
    • определение объектов изучения
  2. Постановка цели изучения:
    • выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческийпедагога
    • формулировка проблемы
    • теоретическое обоснование опыта
    • выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта
    • формулировка цели изучения
  3. Сбор информации об изучаемом опыте:
    • отбор методов сбора и обработки информации
    • составление программы наблюдения за деятельностью педагога и учащихся  на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме
    • реализация методов сбора информации об опыте
  4. Педагогический анализ собранной информации:
    • расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта
    • оценка идей опыта на основе критериев
    • определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта
    • выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе
  5. Обобщение опыта:
    • систематизация и синтез полученных на основе анализа данных
    • формулировка сущности и ведущей идеи опыта
    • раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивалсяпедагог
    • определение границ применения опыта и его практической значимости для другихпедагогов
    • описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
    • формирование портфолио педагога
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта очень сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, это будет непродуктивно.
Памятка по обобщению опыта учителя
  • Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  • Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за  их  духовным развитием . Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  • Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
  • Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  • Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
  • При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  • Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опытенеубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
  • Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  • Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  • Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работыучащихся, списки литературы и т.д.).
  • Методика обощения педедового  педагогического опыта . 
    Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения передового  педагогического опыта . Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.

Организационные единицыФормыМетоды
Методические объединенияОткрытые занятияНаблюдения
Научно-педагогический СеминарНаучно-практическая конференцияБеседа
Проблемная лабораторияСовет педагоговАнкетирование
Школа передового опытаПедагогические чтенияАнализ документации
Школа педагогического мастерстваПедагогическая выставкаХронометрирование
СпецкурсДиспуты и дискуссиии т.д.
и т.д.Самообразование
Семинарские занятия
Практикумы
Консультации
и т.д.
Алгоритм обобщения воспитательной работы
  1. Мониторинг массовой практики воспитательной работы (технологические таблицы, приложение №1), выявление наиболее эффективной педагогической деятельности.
  2. Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения.
  3. Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной теме.
  4. Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта:
    • выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности,
    • определение соответствия содержания работы требованиям нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную работу,
    • определение уровня актуальности данного направления, темы воспитательной деятельности,
    • соответствие содержание воспитательного процесса современным требованиям науки и передовой практики,
    • выявление, в чем состоит новизна изучаемого педагогического опыта,
    • выяснить, насколько предлагаемый опыт может быть применен в массовой практике воспитательной работе,
    • выяснить, насколько данная педагогическая технология влияет на формирование личности учащегося, коллектива в целом, референтные группы,
    • определить, как данная технология позволяет решать педагогические задачи.
  5. Совместно с педагогом-автором методист должен проанализировать практическую деятельность, документацию (планы, аналитические материалы, технологические карты мониторинговой деятельности, разработки мероприятий) по данной проблеме, изучить материальную базу, используемую в процессе воспитания.
  6. Результаты изучения положительного педагогического опыта рассматриваются на заседании методического (педагогического) совета.

Схема  описания передового  педагогического  опыта
Титульный лист
Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)
Ф.И.О.
Тема опыта
Идея опыта (главная цель)
Структура описания обобщённого педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
2. Условия формирования опыта.
3. Теоретическая база опыта.
4. Актуальность и перспективность опыта.
5. Новизна опыта.
6. Адресность опыта.
7. Трудоёмкость опыта.
8. Технология опыта.
9. Результативность опыта.
Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии.
Титульный лист.
Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.
Далее надо сформулировать идею опыта. Идея — центральная, основная мысль опыта. Идеяопыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:
Цель — конечный результат /средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.
Идея должна следовать теме, а опыт — раскрывать идею.
1.Сведения об авторе:
Ф.И.О.
Образование
Название (полное) учебного заведения, год его окончания
Специальность по диплому
Место работы
Должность
Педагогический стаж
Стаж работы в занимаемой должности
Квалификация
Награды (Департамента образования Тульской области и выше).
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
  • активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
3. Теоретическая база опыта
Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.
4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях передового  педагогического опыта )
5. Новизна опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта ).
6. Адресность опыта
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт(педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).
7. Трудоёмкость опыта
Проанализировать трудоёмкость опытаПедагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
8. Технология опыта
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения учеников. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
 9. Результативность опыта (раскрыта в критериях передового  педагогического опыта  ).
Приложение к опыту работы:
  • алгоритм подготовки к занятию
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности
  • конспекты занятий
  • планы учебно-воспитательной работы с учащимися
  • продукты детской деятельности
  • фотографии
  • аудио-видео-записи
  • дидактический материал
  • публикации в СМИ
  • выступления на методических мероприятиях
  • педагогическая диагностика
  • рабочая программа
  • план кружковой работы с детьми
  • и т.д.
Формы представления передового педагогического  опыта
  • презентации ( например, с приглашением  коллег)
  • разработка авторских спецкурсов  ( мастер-классов),стажерских площадок
  • мастер-класс
  • конференция
  • научно-практический семинар
  • авторский сайт,блог
  • брошюры, плакаты  с методической направленностью
  • видеоматериалы  ( фильм  методической направленности)
  • круглый стол
  • пакет документов ( методические рекомендации)
  • портфолио  с приложениями
  • информационное сопровождение  деятельности  ОУ-партнеров
  • создание консультационного пункта
  •  диск
  • выставка ( виртуальная  или реальная)
Материал с сайта http://edu-lider.ru/kak-obobshhit-opyt-pedagoga/

Комментариев нет:

Отправить комментарий