Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!
для начала нужно выбрать исторический период, про который ты будешь писать.
1. Название периода и правителя, общие черты этого времени и плюсы политики исторического персонажа.
Критерии требуют указывать не менее двух событий и черт, но, как показывает практика, лучше указывать больше, хотя бы 3 - 4, так как если ты в чем то ошибешься, то засчитают то, что указано дальше.
2. Характеристика исторической личности. Кратко указать, как пришел к власти. И вот здесь нужно указать вторую историческую личность, которую ты выберешь для своего сочинения. Это очень важный выбор, так как от этого будет зависеть дальнейшее сочинение.
В качестве второй исторической личности могут быть указаны патриархи, главнокомандующие и главы органов государственной власти. В общем все те, кто так или иначе повлиял на историю/правителя.
3. Описание первого исторического факта и вытекающего из него другого события.
Это все мы берем из первого абзаца, где в общих чертах указали основные черты.
Очень важно здесь не просто описать событие, но и раскрыть связь с другим, как это повлияло на что - либо в дальнейшем. Это один из критериев и важно его соблюсти.
Желательно в несколько пунктов вписать вторую историческую личность, которая повлияла на какое - то событие. Обязательно вписать эту личность хотя бы в один абзац и показать её влияние на это событие.
Обратите внимание, что здесь не стоит цель описать все в самых мелких подробностях, главное в этом абзаце - причинно - следственная связь. Не стоит писать сюда все то, что ты знаешь о чем - либо.
4. Здесь по той же самой технологии, что и в первом абзаце, описываем следующее событие, причинно - следственную связь, и вытекающее второе событие.
В главной части должно быть столько абзацев, сколько событий и связей ты хочешь описать и раскрыть, но не меньше двух. Все это мы берем из первого абзаца и раскрываем уже более подробно. Если в первом абзаце ты указываешь 4 события, значит и в главной части должно быть 4 абзаца.
5. Теперь самое сложное, нужно оценить личность и правление данного человека в истории, опираясь на мнения великих историков. Желательно сказать, как, например, что - то оценивал Карамзин или Соловьев.
Это и будет засчитываться как вывод.
Но это ещё не все. То, что выше - это содержание абзацев. А теперь о некоторых критериях, за которые тоже дают баллы.
1. Использование исторических терминов. То есть в своем сочинении нужно использовать слова, которые применялись в ту или иную эпоху. Сюда подойдут слова "князь", "дружина", "феодальная раздробленность" и так далее. Совершенно простые слова, которые употреблялись в какую - то из эпох.
2. Критерий К6 (2 балла) начисляется только в том случае, когда за предыдущие 4 критериев начислено более 4 баллов. Не допускается выставление критерия К6, если есть фактические ошибки.
3. Критерий К7 начисляется тогда, когда за критерии К1-К4 выставлено не менее 4 баллов и когда сочинение изложено последовательно, а не обрывками фраз.
для начала нужно выбрать исторический период, про который ты будешь писать.
1. Название периода и правителя, общие черты этого времени и плюсы политики исторического персонажа.
Критерии требуют указывать не менее двух событий и черт, но, как показывает практика, лучше указывать больше, хотя бы 3 - 4, так как если ты в чем то ошибешься, то засчитают то, что указано дальше.
2. Характеристика исторической личности. Кратко указать, как пришел к власти. И вот здесь нужно указать вторую историческую личность, которую ты выберешь для своего сочинения. Это очень важный выбор, так как от этого будет зависеть дальнейшее сочинение.
В качестве второй исторической личности могут быть указаны патриархи, главнокомандующие и главы органов государственной власти. В общем все те, кто так или иначе повлиял на историю/правителя.
3. Описание первого исторического факта и вытекающего из него другого события.
Это все мы берем из первого абзаца, где в общих чертах указали основные черты.
Очень важно здесь не просто описать событие, но и раскрыть связь с другим, как это повлияло на что - либо в дальнейшем. Это один из критериев и важно его соблюсти.
Желательно в несколько пунктов вписать вторую историческую личность, которая повлияла на какое - то событие. Обязательно вписать эту личность хотя бы в один абзац и показать её влияние на это событие.
Обратите внимание, что здесь не стоит цель описать все в самых мелких подробностях, главное в этом абзаце - причинно - следственная связь. Не стоит писать сюда все то, что ты знаешь о чем - либо.
4. Здесь по той же самой технологии, что и в первом абзаце, описываем следующее событие, причинно - следственную связь, и вытекающее второе событие.
В главной части должно быть столько абзацев, сколько событий и связей ты хочешь описать и раскрыть, но не меньше двух. Все это мы берем из первого абзаца и раскрываем уже более подробно. Если в первом абзаце ты указываешь 4 события, значит и в главной части должно быть 4 абзаца.
5. Теперь самое сложное, нужно оценить личность и правление данного человека в истории, опираясь на мнения великих историков. Желательно сказать, как, например, что - то оценивал Карамзин или Соловьев.
Это и будет засчитываться как вывод.
Но это ещё не все. То, что выше - это содержание абзацев. А теперь о некоторых критериях, за которые тоже дают баллы.
1. Использование исторических терминов. То есть в своем сочинении нужно использовать слова, которые применялись в ту или иную эпоху. Сюда подойдут слова "князь", "дружина", "феодальная раздробленность" и так далее. Совершенно простые слова, которые употреблялись в какую - то из эпох.
2. Критерий К6 (2 балла) начисляется только в том случае, когда за предыдущие 4 критериев начислено более 4 баллов. Не допускается выставление критерия К6, если есть фактические ошибки.
3. Критерий К7 начисляется тогда, когда за критерии К1-К4 выставлено не менее 4 баллов и когда сочинение изложено последовательно, а не обрывками фраз.
Всем удачи при подготовке!
КОЛЛЕГИ СОВЕТУЮТ
/Примерный алгоритм
выполнения/
Примерное выполнение задания 33 из Демонстрационного
варианта «Проекта модели для проведения ЕГЭ по истории,
разработанного РАО»
Написать историческое эссе об одном из периодов истории России: 1)
1019-1054гг., 2) 1725-1762гг, 3) 1917-1922.
Шаг 1. Выбираем исторический
период.
Из опыта работы следует, что учащиеся
достаточно хорошо научены выполнять задание по написанию политического
портрета. Поэтому лучше выбрать первый период, т.к. к нему относится
княжение одного из величайших правителей древности - Ярослава Владимировича
(Мудрого), видимо, здесь школьнику будет достаточно легко привести требуемые
заданием материалы.
На черновике можно
сделать следующие записи:
Персоналии
|
Важнейшие события
|
Причинно-следственные связи
|
Результат
|
Ярослав Владимирович
|
Правление в
Киеве 1019-1054гг
Принятие
«Русской правды»
Разгром
печенегов в 1036г.
|
Пришёл к власти
в результате участия в кровавой усобице 1015-1019гг.
Регламентация
жизни государства и общества, возможность принятия однотипных решений
на всей территории государства.
Консолидация
военной силы под руководством Ярослава, усиление войска и власти князя
|
Усиление
княжеской власти, упорядочивание отношений между киевским князем и его
наместниками
Ограничение
кровнородственной мести, создание первого гражданского кодекса законов на
Руси.
Прекращение
набегов печенегов на Русь. Усиление безопасности Киевской Руси.
|
Мстислав Тму-
тараканский
|
Выступление
против Ярослава в 1024г.
|
В сражении под
Лиственом одержал победу над Ярославом. С 1025г. Деятельность Ярослава в
основном была связана с христианизацией Руси и просветительством
|
До смерти
Мстислава в 1036г. Было разделение Руси на
2
части-западнее Днепра- владения Ярослава, восточнее – Мстислава. С 1036г.
Ярослав – единовластный правитель Киевской Руси
|
Иларион-первый русский митрополит
|
«Слово о
Законе и Благодати» произнесено 25 марта 1038г.
|
Церковно-философское
обоснование единства христианского мира, сакральности княжеской власти
|
Утверждение
независимого от Константинополя церковного управления. Восхваление и
сакрализация великокняжеской власти
|
Термины и понятия
|
Междоусобная
война, великокняжеская власть, митрополия, митрополит, христианизация,
сакральность власти, консолидация земель, сепаратистские выступления и т.д.
|
||
Даты
|
1019-1054;
1024;1036; 1038г. и др.
|
Шаг 2. Внимательно рассмотрим
приведённый материал, у нас получилось 3 исторических деятеля и 5
связанных с ними событий.
Материал, связанный с усобицей
Ярослава и Мстислава мы можем несколько конкретизировать:
·
материал о
причинно-следственной связи между итогом битвы при Лиственом и изменениями в
жизни Ярослава: возможно, что причиной отказа от привычной для князя военной
деятельности стала тяжёлая травма, полученная им во время междоусобной борьбы с
братьями, видимо, к концу своей жизни он вряд ли мог обходиться без посторонней
помощи, так как у него была перебита нога.
·
Результатом его
просветительской деятельности и христианизацией Руси можно считать
построенные в Киеве крепостные укрепления - «город Ярослава», Золотые
ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, монастыри
святых Георгия и Ирины и т.д.
Шаг 3. Проследим связь
указанных нами персоналий между собой и соответствующими событиями.
Чётко обозначим тот факт, что, несмотря на то, что Ярослав и Мстислав были фактически соправителями
с 1024 по 1036гг, они могут рассматриваться как политические и военные
соперники в связи с усобицей. А Ярослав и Иларион – сподвижники, просветители и
распространители христианства и его морально-этических ценностей.
В этом отношении можно уточнить, что Ярослав считался великим книжником и прилежным
прихожанином. Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита
Илариона. Его произведение «Слово
о Законе и Благодати» не только способствовало укреплению княжеской
власти, но и рассматривается исследователями как некая новая
философская идея о единстве православного мира.
Шаг 4. Внимательно
рассмотрите Ваши записи на черновике и постарайтесь выстроить не менее
двух причинно-следственных связей между событиями, субъектами деятельности, и
укажите, к чему привела деятельность указанных Вами исторических персон. Чётко
сформулируйте ваши мысли в черновой записи. Обязательно оставляйте место для
коррекции!
Записи могут выглядеть
так: деятельность Ярослава Мудрого,
направленная на консолидацию
земель и усиление власти, связана с созданием «Русской
Правды», победой над
печенегами в 1036г., заключением договора с Мстиславом
Тмутараканским. Итоги можно взять из таблицы.
Шаг 5. Постарайтесь вспомнить какие оценки
событиям и деятельности указанных Вами исторических лиц дают историки,
литераторы, политики, публицисты. Можете кратко изложить их, обращая внимание
на то, что эти оценки не обязательно совпадают, чаще всего они могут быть
диаметрально противоположными. Такой материал может показать высокий уровень
Вашей подготовки к экзаменам и Ваш интерес к гуманитарным предметам, что весьма
похвально.
Записи могут выглядеть
так: В «Повести Временных лет» летописца
Нестора содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности
князя: он заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые
составили основу библиотеки Софийского собора, Ярослава Владимировича считают
создателем «Русской Правды»…
Высоко ценили современники и потомки деятельность митрополита Илариона. Его
произведение«Слово о Законе и
Благодати» не только способствовало укреплению княжеской власти, но и
рассматривается исследователями как некая новая философская идея о
единстве православного мира.
Шаг 6. Внимательно просмотрите все записи,
устраните противоречия, если они есть, проверьте на
хронологическую, историческую и даже грамматическую и орфографическую
грамотность иперенесите материл в экзаменационный бланк ответа в виде
сюжетного рассказа.
Помните, что Ваши записи
на черновике экспертами не проверяются и не оцениваются! Поэтому постарайтесь
логично изложить проработанный вами материал научным языком, не забывайте
акцентировать внимание на исторических терминах, относящихся к выбранному
периоду.
Ответ может выглядеть
так:
Мне хотелось бы написать
историческое эссе о хронологическом периоде с 1019 по 1054год, т.к. к нему
относится княжение одного из величайших правителей древности - Ярослава
Владимировича (Мудрого), который пришёл к власти в результате кровопролитной
усобицы 1015-1019гг. но в последующем его брат Мстислав Тмутараканский разбил
войско Ярослава при Лиственом в 1024году.До 1036 года Киевская Русь была
разделена на две части - к западу от Днепра - земля Ярослава, а к востоку
- Мстислава. Этих правителей-воинов можно считать важными историческими
личностями, т.к. они способствовали формированию государственности, стремились
регламентировать жизнь государства и общества. В это же время происходит
значительное усиление роли православной церкви и первого русского митрополита
Илариона.
Главной задачей правителя указанного
времени является дальнейшее объединение земель и возвышение Киева как центра
консолидации земель. На фоне сепаратистских выступлений великокняжеская власть
должна заботиться о безопасности и нерушимости власти. Для этого Ярослав
распространяет действие «Русской Правды», принятой в 1015г. для Новгорода на
всю Киевскую Русь, по мнению некоторых юристов, она становится первым
гражданским кодексом письменных законов на Руси.
Большое значение вынужден придавать
Ярослав обороне границ от печенегов, которые во время княжения Ольги и
Владимира создавали серьёзную опасность для государства и его жителей. В
1036году печенеги были разбиты Ярославом, и в честь этого события был заложен
собор Святой Софии в Киеве.
На примере биографии выдающихся
современников Ярослава и Мстислава Владимировичей интересно рассмотреть
некоторые причинно-следственные связи. Например, между итогом битвы при
Лиственом в 1024 году и изменениями в жизни Ярослава Владимировича. Возможно,
что причиной отказа от привычной для князя военной деятельности стала тяжёлая
травма, полученная им во время междоусобной борьбы с братьями, видимо, к концу
своей жизни он вряд ли мог обходиться без посторонней помощи, так как у него
была перебита нога. Поэтому он отказывается от военной деятельности, так
привычной для него и занимается в основном христианизацией и
просветительством. Результатом этой деятельности можно считать
построенные в Киеве крепостные укрепления - «город Ярослава», Золотые
ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, монастыри
святых Георгия и Ирины и т.д.
В «Повести Временных лет» летописца
Нестора (1116г.) содержится похвальный отзыв о просветительской
деятельности князя: он заботился о переводе на русский язык греческих книг,
которые составили основу библиотеки Софийского собора, Ярослава Владимировича
считают создателем «Русской Правды». Историки XIX века не случайно дали
Ярославу Владимировичу прозвище – «Мудрый».
Высоко ценили современники и потомки
деятельность митрополита Илариона. Его произведение «Слово о Законе и
Благодати» не только способствовало укреплению княжеской власти, но и
рассматривается исследователями как некая новая философская идея о
единстве православного мира.
Таким образом, указанный период в истории
Руси был очень важным, и личности, с которыми были связаны главные события
этого времени, действительно решали судьбу государства и общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий