четверг, 8 октября 2015 г.

Благодаря новым учебникам учителя смогут изменить уроки истории.

7 октября в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России (МГИМО) прошла встреча учителей истории и обществознания с авторским коллективом новых учебников и пособий по истории России, вышедших в издательстве «Просвещение».

Открывая встречу, заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева отметила, что благодаря новым учебникам учителя получают возможность качественно изменить уроки истории. Пока учебники только начинают поступать в московские школы, но учителя об учебниках не только наслышаны, но уже познакомились с ними на книжных выставках, конференциях и вебинарах, а теперь же появилась возможность узнать о новшествах и возможностях из первых уст.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, научный руководитель новой линейки учебников по российской истории, подчеркнул, что, несмотря на жесткие дискуссии и острую критику, Российскому историческому обществу удалось создать Историко-культурный стандарт, который не вызывает отторжения у большинства профессиональных историков и у широкой общественности. На его основе и появились учебники, соответствующие духу времени. К работе привлекались большие авторские коллективы, члены которых представляют не только Москву, но и регионы России. Новый УМК по российской истории подготовили ученые и методисты, представляющие разные школы исторической мысли, разные университеты и научные институты, подчеркнул ректор МГИМО.

Руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Александр Данилов рассказал о структурной и содержательной перестройке школьного исторического образования, которая предстоит в связи с переходом на новые учебники. Одна из задач, поставленных Российским историческим обществом, - переход от концентрической системы преподавания истории к линейной при сохранении возможности профильного обучения. Этот переход будет осуществлен в течение трех ближайших лет, и авторы учебников сделали все возможное, чтобы он прошел комфортно.
Отвечая на вопрос о возможности введения обязательного ЕГЭ по истории, А. Данилов отметил, что если Министерство образования и науки примет такое решение, то это потребует внесения принципиальных изменений в концепцию учебников для старшей школы. Издательство «Просвещение» в полной мере готово к этому.
Во встрече приняли участие: зам. руководителя Департамента образования г. Москвы Т.В. Васильева, авторы учебников - член-корреспондент РАН Н.М. Арсентьев, доктора исторических наук, профессора И.В. Курукин, В.Н. Хаустов, зав. редакцией истории, обществознания и права издательства «Просвещение» О.С. Хлебников и другие.
Члены авторского коллектива также ответили на вопросы учителей московских школ. Участников встречи интересовало соотношение параграфов и тем в новых учебниках, степень свободы учителей в разработке собственных тем, возможность использования дополнительных материалов, сроки закупки новых учебников и замены устаревших пособий, использование электронной формы учебника и другие вопросы.

СПРАВОЧНО

Линия учебников по отечественной истории разработана под научным руководством ректора МГИМО, академика РАН А.В. Торкунова. Она соответствует требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом в соответствии с поручением Президента России.

Выпущено 11 учебников для учеников 6-10 классов общим объемом 1547 страниц. Книги содержат 1048 иллюстраций, характеристику 842 персоналий отечественной и зарубежной истории, объяснение более 400 понятий, более 100 исторических карт и схем.

Авторским коллективом были также подготовлены хрестоматия по отечественной истории объемом более 1600 страниц, сборники рассказов по истории для каждого класса, две книги для чтения, 5 учебно-методических пособий для учителей с поурочными разработками, 5 комплектов исторических карт5 тетрадей-тренажеров, сборник нормативных документов для учителей истории и директоров школ о структуре и содержании школьного исторического образования.